АА

Вопросы Путину. Проголосуй!





Вопрос президенту России:

Господин Президент!
Не лучше ли было объединить в один субъект Федерации республику Бурятия и два бурятских округа (Усть-Ордынский и Агинский), тем более это отвечает политике укрупнения регионов в РФ?





6 июля 2006 года — интернет-конференция президента России на Яндексе:
president.yandex.ru










Вопрос президенту России:

Как вы относитесь к фактическому уничтожению бурятских национальных автономий на "объединительных референдумах" по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского бурятского национального округа, Читинской области и Агинского бурятского автономного округа, планам по фактическому уничтожению крупнейшей и последней автономии бурят - Республики Бурятия на "объединительном референдуме" Республики Бурятия + Иркутская область + Читинская область?





6 июля 2006 года — интернет-конференция президента России на Яндексе:
president.yandex.ru










Вопрос президенту России:

В рамках так называемого "укрупнения регионов" происходит ЛИКВИДАЦИЯ Бурятских национальных автономий - по статусу таких же субъектов Российской Федерации, как и все остальные.
Я, как Бурят по рождению, как гражданин России, в корне не согласен с этой политикой, направленной на ущемление прав и свобод Бурятского народа.
Я настаиваю на том, что бы Вы остановили процесс уничтожения Бурятского народа, отменили фальсифицированные результаты референдума объединения Усть-Орда - Иркутск!!!





6 июля 2006 года — интернет-конференция президента России на Яндексе:
president.yandex.ru


АА

Обращение московской молодежной диаспоры бурят

Мы, представители Московского молодежного бурятского землячества, и буряты тех городов и стран, где нет организованных землячеств, считаем:

Уже более 15 лет представители бурятской общественности требуют территориальной реабилитации бурятского народа путем воссоединения единой республики в границах до незаконного раздела 1937 года и возвращения исторического наименования "Бурят-Монголия". Однако, до сих пор федеральные и региональные власти игнорируют эти требования. Наоборот, в рамках так называемого "укрупнения регионов" был инициирован проект лишения автономного статуса Усть-Ордынского Бурятского автономного округа путем его объединения с Иркутской областью. Прошедший 16 апреля 2006 года референдум прошел с многочисленными нарушениями прав и свобод человека и гражданина, что позволяет оспаривать правдивость и легитимность его результатов. Теперь объявлено, что аналогичный процесс ожидает Читинскую область и Агинский Бурятский автономный округ. Последовательное уничтожение бурятских национальных автономий заставляет нас всех, представителей бурятского народа, задуматься о возможной судьбе своей республики. Уже президент Бурятии Леонид Потапов озвучил мысль о ликвидации государственности бурят через её объединение с Иркутской и Читинской областями и образование нового субъекта Федерации - Байкальского края. Согласно конституции нашей страны: Республика Бурятия – есть равноправное государство в составе Российской Федерации. Статус республики позволяет бурятам развивать национальную культуру, поддерживать развитие родного языка, создавать толерантные и дружественные условия проживания с другими народами России. Республика – это наследие бурятского народа, реализация его права на самоопределение, это, как показывает мировая история, единственный путь к сохранению самобытности, богатого духовного наследия, механизм, обеспечивающий равные права с другими народами России. Мы понимаем и признаем огромную роль других народов, проживающих веками бок о бок с бурятами, в государственно-правовом, социально-экономическом и культурном становлении и развитии Республики Бурятия, заявляют о неизменном глубоком уважении и братских отношениях к ним за понимание национальных потребностей коренного народа, повседневное участие в его судьбе. Вместе с тем, учитывая сложную этнополитическую ситуацию, сложившуюся в Российской Федерации, в Республике Бурятия, в Усть-Ордынском и Агинском Бурятских автономных округах в результате развернувшейся в стране политики губернизации и деструктивной деятельности некоторых общественно-политических сил как в стране, так и в Байкальском регионе, в целях обеспечения гарантий и механизма сохранения этнической самобытности московское молодежное землячество бурят, а также буряты тех городов и стран, где нет организованных землячеств призываем:

1. Считать вредной и неприемлемой политику губернизации в условиях многонационального и многоконфессионального устройства Российской Федерации. Твердо стоять на защите государственно-правового статуса Республики Бурятия как самостоятельного субъекта Российской Федерации, закрепленного в Конституции Российской Федерации и в Конституции Республики Бурятия.

2. Поставить вопрос о воссоединении единой Республики Бурятия в границах до незаконного раздела 1937 года и наконец-то реабилитировать бурятский народ согласно ст. 2 Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов". В целях реализации Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", Постановления Верховного Совета Бурятии "О реабилитации народов Бурятии" от 06.06.93 г., обратиться в Народный Хурал РБ и Государственную Думу РФ с инициативой о принятии законодательного акта, направленного на осуществление на основе резолюции съезда бурятского народа правовых и организационных мероприятий по восстановлению национально-территориальных границ Бурят-Монголии, существовавших до их антиконституционного насильственного изменения в 1937 г.

3. Не признавать результаты референдума 16 апреля 2006 года как легитимные. Принять обращение съезда к многонациональному народу республики Бурятия, Усть-Ордынского и Агинского Бурятских автономных округов, Иркутской и Читинской областей о непризнании итогов референдума 16 апреля 2006 года, прошедшего в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе.

4. Не допустить проведения референдума по вопросу объединения Агинского Бурятского автономного округа и Читинского округа. Принять обращение съезда к многонациональному народу республики Бурятия, Усть-Ордынского и Агинского Бурятских автономных округов, Иркутской и Читинской областей о недопустимости проведения референдума по вопросу объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.

5. В случае принятия на уровне власти решения о проведении всенародного (с участием всего населения) референдума по статусу республики Бурятия, статусу Агинского Бурятского автономного округа, бурятский народ не участвует в референдуме, не признает результатов всех референдумов, равно как и референдума об изменении статуса Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, касающихся изменения статуса этих субъектов РФ, и оставляет за собой право оспаривать результаты подобных референдумов в международных инстанциях.

«Это будет похоже на четвертый интернационал»



Во вторник в Улан-Удэ состоялось совместное заседание Советов Конгресса бурятского народа (КБН) и Всебурятской ассоциации развития культуры (ВАРК), посвященное подготовке к предстоящему 5-му Всебурятскому съезду.


СПРАВКА ИА «БМК»:
ВАРК – межрегиональная общественная организация, созданная в феврале 1991 года с целью сохранения и развития национальной культуры, языка, традиций и обычаев бурятского народа. КБН – межрегиональная общественная организация, образована в июле 1996 года на втором всебурятском съезде в значительной мере для решения политических задач. Через некоторое время влияние КБН на общественно-политические процессы в республике начало уменьшаться, прекратилось его финансирование деловыми кругами. Некоторые влиятельные члены совета Конгресса были приглашены на работу в правительство РБ. Членами советов этих организаций почти наполовину состоят одни и те же лица.
В прошлом году Управление ФРС по РБ провело проверку уставной деятельности КБН, в ходе которой были выявлены нарушения федерального закона «Об общественных объединениях». По результатам проверки УФСР обратилась в Верховный суд РБ с исковым заявлением о прекращении деятельности КБН. Иск был полностью удовлетворен, а КБН признан прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключен из единого государственного реестра юридических лиц.
5-й Всебурятский съезд предполагалось провести еще в 2005 году, однако, он не состоялся. По некоторым данным, причиной этому стали опасения, что на нем будет выражено несогласие с проводимой политикой федерального центра по укрупнению субъектов РФ, в частности, Иркутской области и УОБАО.

Съезд, намеченный в рамках проведения Алтарганы, состоится 29 июня. В нем примут участие порядка 270 делегатов из Республики Бурятия, Усть-Орды и Агинского Бурятского автономного округа. 68 делегатов будут избрано от города Улан-Удэ, где, по данным последней переписи, проживает 103 тысячи бурят. Кроме того, к участию в работе съезда приглашены представители бурятских диаспор из других городов России. Также ожидаются делегации от этнических бурят Китая и Монголии.

Как сообщил представитель оргкомитета, председатель комитета по делам национальностей и религиозным объединениям правительства Бурятии Владимир Булдаев, предложение выступить на съезде с основным докладом о состоянии бурятского этноса направлено директору Института Монголоведения, буддологии и тибетологии (ИМБиТ) СО РАН Борису Базарову. Кроме того, по словам Владимира Булдаева, ожидается, что на съезде общественная организация ВАРК будет преобразована в общественное движение. Проект устава движения уже разработан и роздан для ознакомления.

Оживленная дискуссия развернулась после того, как ведущий заседание член Совета КБН, доктор исторических наук Шираб Чимитдоржиев передал собравшимся требование председателя оргкомитета, первого зампреда правительства Бурятии Иннокентия Егорова о том, чтобы «на съезде обсуждались только проблемы культуры, и не было никакой политики». – «Нам очень трудно работать, нет своего офиса и финансов, нас бесконечно третируют органы власти», - высказал свое отношение к словам зампреда профессор. - «Чиновники делают нас радикалами». Его поддержал член советов КБН и ВАРК, научный сотрудник ИМБиТ Владимир Хамутаев, по мнению которого на съезде «надо четко обозначить аховую ситуацию с Усть-Ордой, иначе нас не поймет ни один народ России».

В итоге после бурных дебатов было поддержано предложение Управляющего отделением Пенсионного фонда РФ по РБ Евгения Ханхалаева направить к Иннокентию Егорову группу «ходоков» для урегулирования ситуации с возможным обсуждением на съезде «политических» вопросов.

Кроме того, ряд присутствующих на заседании членов КБН предложил реформировать организацию, влившись в новое общественное движение на базе ВАРКа. Эту идею активно поддержал Владимир Булдаев, заявивщий, что «за 10 лет КБН выполнил свою миссию». В свою очередь, Шираб Чимитдоржиев предложил включить в повестку съезда отчет о работе КБН с 1996 года, а господин Хамутаев отметил, что для начала конгрессу надо объявить о самороспуске.

Между тем, жесткий контроль исполнительной власти за подготовкой к съезду вызвал скептическое отношение ряда участников заседания, вплоть до сомнений в целесообразности его проведения. - «Это будет похоже на четвертый интернационал», - заявил корреспонденту ИА «БМК» журналист Евгений Хамаганов. Аналогичного мнения придерживается и Владимир Хамутаев, высказавший опасение, что «съезд может превратиться в шоу» и «стать очередным позором».

Итоги заседания корреспонденту ИА «Байкал Медиа Консалтинг» прокомментировал член Совета КБН, представитель общественной организации «Региональное объединение молодых ученых» (РОМУ) Дорж Цыбикдоржиев:

- Ваш прогноз, будут ли на съезде подниматься политические вопросы?

- Этот вопрос лучше сформулировать так: попадут ли лица, заведомо заинтересованные в поднятии политических вопросов, на съезд. Тут надо внимательно ознакомиться с уставом ВАРКа и правовой базой, которая может запретить каким-либо общественным организациям и иным гражданам России, в том числе бурятской национальности, быть делегатами Съезда бурятского народа. Если там нет пунктов, которые бы могли лишить права общественные организации направлять туда делегатов, то, я думаю, оргкомитет по проведению съезда вряд ли пойдет против действующего законодательства. Соответственно, если на съезде окажется достаточное количество легитимно избранных делегатов, то политические вопросы неизбежно будут подниматься.

- Насколько целесообразным вы считаете прекращение деятельности КБН?

- Я не считаю, что КБН полностью себя исчерпал, об этом говорить еще рано. Как раз наоборот, именно происходящие изменения в структуре государственного устройства РФ поставили на повестку дня вопрос о необходимости подобного рода организации. Которая помимо культурных, защищала бы политические и экономические права коренных народов. Дело в том, что если раньше эти вещи можно было защищать на уровне более мелких организаций, местной власти, в том числе муниципальной, то сейчас ситуация сильно меняется. Другой вопрос, что группа конкретных общественно-политических деятелей, которые входят в ныне существующий конгресс, имеют полное право прекратить данный вид деятельности и влиться в состав другой организации.

- Как член РОМУ, как вы видите проведение съезда?

- В ближайшее время РОМУ планирует провести совещание и выработать свое видение программы съезда. В течение недели, я думаю, здесь будет еще идти перетряска по поводу делегирования и так далее. У нас есть еще большие вопросы по механизму делегирования именно от города Улан-Удэ и бурятских диаспор из других городов России.

- Насколько велики шансы, что ваши предложения будут учтены?

- На самом деле, не стоит сильно сгущать краски. Кто-то конечно боится и страхуется, но я не думаю, что все будет так жестко и целому ряду организаций заткнут рот. По крайней мере, РОМУ никак не смогут выключить из работы съезда. Я уверен, что этого не произойдет.

ИА «Байкал Медиа Консалтинг», 18.05.2006

Валерий Малеев -десятилетие мрака.

В этом году исполнится десять лет с того дня, как Валерий Геннадьевич Малеев был впервые избран главой аадминистрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

Родился Малеев 28 мая 1964 года, образование высшее, закончил Иркутский сельскохозяйственный институт в 1986 году, Иркутский сельскохозяйственный институт в 1993 году, Иркутскую государственную экономическую академию в 1995 году по специальностям биолог-охотовед, зооинженер, экономист.

Сухие строчки биографии Валерия Геннадьевича мало что могут рассказать о нем.
Кто же он, глава Усть – Орды, обеспечивший сталинский результат голосования по вопросу объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа?

Начать стоит, пожалуй, с первого высшего образования В.Г.М.- факультет охотоведения Иркутского сельскохозяйственного института. Все без исключения выпускники этого славного учебного заведения называют "охотфак" самым "отмороженным" факультетом своего института.

Связано это со многими причинами – там учились обычно сельские ребята, многие издалека- из Тувы, Якутии. Чтобы выжить в городской среде, они обычно сбивались в стаи, кучковались, бились со студентами из других факультетов. Обычно больше всех доставалось таким же сельским парням из зооветеринарного и факультета механизации. В такой обстановке "закалялась сталь" Малеева.

Теперь можно перенестись через несколько лет. Валерий Малеев - директор успешного совхоза "Каменский", постоянно на виду у районного и окружного начальства.
В 1996 году он обходит на выборах безликого главу округа Алексея Батагаева и становится самым молодым главой субъекта Федерации.
Первые годы он занимается тем, что успешно продвигает на посты глав районов послушных ему людей. Одним из самых одиозных приспешников Малеева становится Виктор Богданов, глава администрации Осинского района.
Этот деятель прославился тем, что через свою жену пытался монополизировать лесную отрасль района. Позже Малеев возьмет его своим заместителем.

Уже тогда стала проявляться главная черта В.Г.М.,- авторитарный стиль руководства, однако, не подкрепленный его эффективностью.
Глава округа до сих пор любит разглагольствовать о своих сомнительных достижениях, превозносимых окружными, а перед злосчастным референдумом – и областными СМИ.
В федеральных же СМИ иногда проходит безрадостная информация об Усть-Орде, но её мало. Да и кого в Москве интересует забытый округ?

В 2000 году у Валерия Малеева обнаружился конек- объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Тогда эту возможность рассматривали скорее, как предвыборный пиар губернатора, но через три года идею, уже подзабытую Малеевым, подхватила федеральная власть, пришив её к так называемой "губернизации".
Сперва окружной глава был не в восторге –кому охота терять такую хлебную должность?
В маленьком округе, где живет 140 тысяч человек, все на виду в том, числе, кто из начальства сколько чего стащил. Как говорят усть-ордынцы, Малеев по этой части профи.

Видимо из –за этого его дом в окружном центре несколько раз поджигали, после чего Малеев переехал на жительство в Иркутск. Глава субъекта, живущий в другом субъекте, конечно, нонсенс, но Малееву все равно – лучше уж ездит каждый день по сто километров, чем жить в ненавистной Усть-Орде.
То, что Малеев плохо относится к "своей" земле, можно выяснить из стабильно понижающегося инвестиционного рейтинга УОБАО – в 2005 году округ стоит в последней десятке российских регионов. Или как понимать его высказывание, что дескать, он стал главой округа только для того, чтобы слить его с Иркутской областью?

Одним из тех, кто проторил дорогу к "объединиловке" стал Сергей Босхолов, депутат Государственной Думы от Усть-Орды в 1995-99 годах. Этот деятель сразу же вслед за Малеевым повел речь об объединении, пытаясь пропихнуть идею в высшие сферы.
Позже за свою ретивость Босхолов был назначен на пост вице-губернатора Иркутской области, из которого пытался плавно переместиться в кресло Малеева. Но тоже не удалось. Теперь идею объединения Валерий Геннадьевич не упустит. У победы по малеевски должен быть только один герой.

И даже одно время поссорился из –за неё с ныне покойным Валерием Кузиным, депутатом Госдумы от Усть-Орды в 1999-2006 годах. Тот никак не мог понять, зачем объединять округ с областью. Но позже и ему разъяснили сверху.
Первоначально Малеев пытался торговаться – ему предложили пост главного егеря России, замминистра лесного хозяйства. Он отказался - маловато будет. Теперь говорит о "Газпроме". Хотя, как отмечают жители Усть-Орды, денег у Малеева хватит на всю оставшуюся жизнь. Откуда у главы нищего субъекта РФ деньги –усть –ордынцы догадываются. Но молчат. Оппозиция в Усть-Орде давно вымерла как вид.

Последней попыткой штурма губернаторского кресла Малеева отметился "единый бурятский кандидат" Кузьма Алдаров. Тогда в 2004 году, второй сильный кандидат, Петр Хахалов, неожиданно снял свою кандидатуру в пользу Алдарова. Однако "бурятского реванша" не получилось – Малеев и в этот раз оказался хитрее. Хотя не одна хитрость была на стороне окружного главы –"вертикаль власти", им выстроенная, сработала без осечек, как и в этом году.

В 2000 году с Малеевым попытался побороться амбизициозный Михаил Матханов, из клана Матхановых. Поддержка улан-удэнских братьев в лице водочного гиганта "Байкалфарм" не принесла плодов – амбиции Михаила ударились об крепкий кулак Малеева. Суд отменил регистрацию Матханова на пост кандидата в главы УОБАО, поскольку тот оказался прытким человеком, и успел наделать кучу нарушений избирательного законодательства. После этого Матханов сумел-таки пролезть в кресло депутата Законодательного собрания Иркутской области – чем бы дитя не тешилось.

Неэффективность Малеева понимает даже федеральная власть – один из высокопоставленных чиновников из администрации Президента РФ так и сказал: "Малеев довел округ до ручки". Но тем не менее, никаких оргвыводов не было.
Как сказал один из работников штаба референдума –"Малеев хоть и "плохой человек", но реальный "плохой человек. Что скажет, то и сделает".
И вот мы увидели апофеоз Малеева – что сказал, ТО И СДЕЛАЛ.
Уничтожил Усть-Ордынский Бурятский автономный округ.

Бурятия на краю гибели

Евгений Арданов

Могут ли буряты решать?

Проблема возможного укрупнения округов в России представляет собой не просто иррациональный страх не-русских народов, еще имеющих статус национальных автономий внутри России, но и достаточно широкое поле дискуссии для заинтересованных участников и ученых. Попытка понять, что же на самом деле происходит с бурятскими национальными округами, натыкается не только на эмоциональную память народа (репрессии, потеря языка, религиозное давление), но и на узость подхода, воспринимающего происходящее как происходящее «здесь и с нами». Эта статья попытка расширить контекст обсуждения, вывести его на другой уровень, предложить другие модели понимания, а также очертить контуры возможных сценариев развития ситуации.

Современный мир характеризуется двумя главными культурными тенденциями: унификацией и поликультуризацией. Обе тенденции являются оборотными сторонами одного процесса – глобализации. Проиллюстрировать это можно следующим образом. Киоск с хот-догами на углу вашей улицы, евро-розетка у вас в квартире, и последняя серия «Властелина колец» у вас в голове – это то, что достаточно уверено можно назвать унификацией. Это достаточно затертые примеры, к которым в основном и сводится понимание глобализации. Но глобализация это еще и сталкивание культур, разных точек зрения, разных пониманий истории мира, которые неизбежны при повышении мобильности населения, увеличении трудовой миграции, развитии средств коммуникации, экспансии транснационального капитала. И если в унификации наш разум видит в основном положительную сторону – она вносит порядок в мир хаоса мнений и желаний, то в поликультуризации – опасность, выражающуюся в иррациональном страхе. Поликультуризация представлена нам «кровожадностью» террористов, бессмысленностью «антиглобалистов», замшевелостью национальных общин и т.д.

Все это справедливо для глобализирущегося мира, который ставит под сомнение национальные границы. Справедливо ли это для политических процессов внутри России? Россия уже в новых условиях пытается все еще довести до завершения старый имперский проект собирания русских земель, который заключается не только в выстраивании «вертикали власти», но и создании общей российской идентичности. Под первым эвфемизмом, выражающимся в укрупнении регионов и отчуждении политической автономности национальных округов, кроится и странная для современного мира попытка создать новый национальный супер-этнос на основе русского этноса. После распада СССР, Россия вступила во владение территорией, сотканной из сложных социальных отношений многих народов, идентичность которых, была в большй мере потеряна: национальный язык, искусство, литература, история и т.д. Теперь остается сделать последний шаг, отобрать самую последнюю подпорку внешней национальной идентичности – формальную возможность для выражения политической воли. Народ, не имеющий политической воли, не имеет собственной национальной идентичности. Уже хотя бы по той причине, что он не только не может решать за себя, но даже участвовать в этом обсуждении, поскольку не является политическим субъектом. Для такого народа единственный шанс политического участия – нелегитимные политические акции: от акций неповиновения до прямого терроризма. Думаю, примеры всплывают в голове у каждого.

Итак, вопрос об укрупнении округов, который имеет глубокую экономическую и политическую подоплеку, для любого коренного народа на самом деле являет самый острый кризис пост-советского времени «а можем ли мы решать»? Если высказать этот вопрос проще и применительно к бурятам «есть ли такой политический субъект – бурятская нация»? И здесь вопрос разбивается на две плоскости, на две, казалось, упущенных нами части целой картины – Россия как государство с внешними границами и Россия как государство внутри своих границ.

Достаточно эгоистично и утопично было бы рассуждать о бурятском народе, не учитывая своего нахождения внутри границ России. Правовой статус каждого из нас определяется тем, что мы граждане России. Таким образом, когда мы говорим «Россия», мы подразумеваем и самих себя. Россия – как сама сущность нашего отношения к миру, который не-Россия. Россия – субсистенция нашей мировой идентичности. И в этом плане любой гражданин России – «Russian», то есть «русский». В этом случае каждый из нас представляет собой то «политическое животное», которое обладает правом голоса и может по мере совершенства демократического строя, участвовать в политической жизни единого государства. Парадоксально, но чем шире контекст рассмотрения, тем большее значение (но не значимость) приобретает единичная воля единичного человека. Впрочем, знакомые с логикой вспомнят, что чем шире объем понятия, тем ничтожней его содержимое. Гражданин государства по большому счету не имеет никаких характеристик кроме собственно гражданских. В этой плоскости, казалось бы индифферентной к национальным группам, и рождается наша сегодняшняя проблема. Россия как участник мирового сообщества стоит перед выбором «унифицироваться» или «разнообразиться»? Открыться или закрыться? Наш баланс между двумя вариантами напоминает скорее пляски сумасшедшего, чем игру искусного акробата. Мы открываемся экономически, превращаясь в сырьевую базу, но пытаемся остаться независимым государством через политическое скручивание себя в позу зародыша. Не буду комментировать в этой статье правильность подобного поведения, поскольку это отдельная тема, но однозначно можно сказать этот все-национальный выбор обрушивается, а не просачивается, и в другую плоскость, на политическую волю коренных народов. Чем жестче страна закрывается на международном уровне, тем сильнее она унифицируется на внутринациональном уровне. «Унифицируется» в современной ситуации означает не положительные индивидуальные стороны унификации (как было, например, в США, когда цветное население было уравнено в правах с белым), а унификацию групп. Надзор над человеком уступает надзору над группой. Люди объединяются в группы по разным признакам, но признак национальной идентичности – является одним из самых сильных. «Национальная идентичность» является самым сильным конкурентом «государственной идентичности», идентичности супер-этноса. В позиции зародыша главная цель государства - нивелировать национальную идентичность, в первую очередь возможность ее политической воли.

Ловлю себя на том, что достаточно часто говорю о «политической воли», не разъяснив, что же это такое. Сам термин имеет длинную философскую традицию. В общих чертах, мы можем обозначить его как возможность выбора в политическом контексте. На уровне индивида мы можем сказать, что он имеет политическую волю, если имеет право на свою часть в общем политическом решении. Не лишним будет помнить, что конечное решение может не совпадать с его собственным решением. К примеру, если вы голосуете за кандидата А, а большинство за кандидата Б, то ваша политическая воля в любом случае реализована. Но если вам не дают возможности голосовать за А, отобрав у вас гражданские права или не допустив А к выборам по недемократической процедуре, то можете считать, что ваша политическая воля была ущемлена, а вы сами не смогли выступить как политический субъект, то есть не могли принять решения. Это с определенными оговорками применимо и к группе, как политическому субъекту. Субстрат политического здесь уже не в «сознании единичности», а в «идентичности группы».
И противником выступает не русский народ, а государственная политика закрытия и унификации. Естественно, что общая направленность государства выплескивается в самых темных и низменных проявлениях отдельных людей, которые, впрочем, неплохо артикулируют государственную политику. История показывает, что создать общий этнос на основе одного можно двумя способами: уничтожить другой народ культурно (ассимиляция) или уничтожить физически (геноцид). В зависимости от избранного варианта в фокусе оказывается либо «культурная отсталость других», либо «физическая неполноценность других». Впрочем, оба варианта могут быть успешно совмещены.

Итак, цена вопроса – наше право быть бурятами, и бурятскому народу участвовать в решении своей судьбы. И здесь каждый из нас должен определиться, считает ли он, что «есть бурятский народ» или его нет. Если вы ответили на вопрос утвердительно, то независимо от вашей национальности, вы должны понимать, что единственный путь для бурят оставаться самими собой – это бороться против предложенного варианта укрупнения регионов.
Самые общие сценарии, увы, не оптимистичны. Если внешняя политика России не изменится, то давление на народности еще усилится. Возможно, для некоторых народов будет соблазнительно войти в военное противостояние с государством. Надеюсь, что это не коснется бурятского народа. Единственно правильным, сейчас кажется создание внутри и вне России дискуссионного пространства для этого вопроса, наведение все больших связей между разными народами, аккумуляция финансовых средств и интеллектуальных ресурсов, прохождение в региональную власть людей с программой отстаивания прав национальных меньшинств. Не последнюю роль во всем этом может сыграть интернет, способный подорвать государственную монополию на точку зрения, в том числе и этот сайт.

Наш иррациональный страх должен смениться четким и рациональным осознанием, что мы находимся в ситуации риска –риска потерять самих себя. Но мы еще можем решать. Еще можем...

Успеха всем нам. И мира.

В работе использованы мысли Ю. Хабермаса и У. Бека.


Евгений Хамаганов

Итак, прошел референдум 16 апреля. Итогом можно назвать сейчас не только массированное применение административного ресурса, и ущемление прав и свобод, нарушения Конституции и федеральных законов РФ.
Но ещё и животный страх западнобурятского субэтноса перед власть предержащими и тотальное предательство национальных интересов бурятского народа.
Причем как ни скорбно осознавать, виноваты в этом кощунственном акте надругательства над полумиллионным народом все мы. И те, кто недосмотрел, упустил, недоглядел, как происходит акт глумления над автономией, завоеванной нашими прадедами. Именно завоеванной, потому что тогда, в первые годы Советской власти, много было разговоров и предложений о судьбе западнобурятской автономии.
И именно тогда восторжествовала справедливость -наши прадеды выбили Единую Бурят-Монгольскую республику.
Эта республика была форпостом СССР в Сибири и Дальнем Востоке, одной из опорных, имиджевых республик Союза, несмотря на статус АССР она котировалась наравне с Союзными республиками, а её глава, Михей Ербанов, был единственным представителем автономных республик, разрабатывавшим Конституцию СССР 1936 года.

Сейчас мы видим, что буряты, наша ущербная, потерявшая монгольское ядро, часть своего названия "бурят-монгольский народ" национальность, не способна ни на что.

Не удивлюсь, если монголы скоро будут называть нас не просто "орос" а "оросын урвайгч". И будут правы.
Мы сдались. Мы утратили право на политическую составляющую нашего этноса, утратили политическую волю. Наш удел - скакать танцы и дудеть в дудки для приезжих туристов.
Особенно сильно отсутствие сколь-либо внятной национально-политической доктрины выявилось в последние месяцы перед референдумом, когда так называемые представители "бурятской элиты" либо помогали антиобъединительным силам втайне (что уже хорошо для нас, т.к. не до жиру, быть бы живу), либо отмолчались, либо ступили на путь предательства буррятских национальных интересов.

"В нашем случае ставится под сомнение сама возможность бурятского народа быть единым народом, быть политическим субъектом, то есть принимать участие в общем решении о судьбе себя самого".

Теперь мы увидели, что этой возможности не существует.
Бурятский народ оказался неспособен на сколь-либо удачные попытки выявить собственное "я", консолидироваться перед лицом угрозы, не пожелал решать свою судьбу, слепо, как скотина идет на убой, продав свою автономию ради мнимого куска хлеба.

Сейчас бурятский народ таким же образом безропотно отдаст свою вторую автономию, тем самым он ещё более унизит себя в глазах всех народов мира, как народ, последовательно и без сопротивления сдающий свою территорию, свои земли.

Далее разумеется, власти, увидев такую неспособность этноса защитить себя, ликвидируют и последний оплот нашей государственности- республику Бурятия.

И тогда придет агония этноса. Будет окончательно потеряна национальная самоидентификация - практически единственное, что помимо биологических признаков, связывает нас как народ.

Безусловно, отдельные представители этноса будут бороться против этих процессов. Но это будет боданием теленка с дубом.
Кроме того, если взять форум сайта бурятского народа, большинство активных представителей этноса с развитой национальной идентичностью проживают вне этнической Бурятии, и вряд ли способны изменить губительные процессы. Так как эти индивиды потеряны для этноса. Они вряд ли вернутся на гибнущий корабль -свою республику и оставшийся автономный округ, так же как и их дети. Выросшие в чужеродной среде они очень быстро ассимилируются и забудут свое бурятское происхождение.

Итак, бурятский народ ждет гибель. Причем гибель эта наступит гораздо раньше, чем мы можем себе представить.
И она наступит обязательно.

Но будет ли это окончательной гибелью этноса, или он возродится в качественно ином варианте -это вопрос открытый, ответ на него попробую дать попозже.

Монголия под ударом (Unkas с СБН)

Тем, кто сравнивает скинов РФ и монгольских ультра: имхо, это очень разные явления с разной социальной базой и политической платформой, не говоря уж об исторических корнях проблемы.

Первые случаи закидывания кит. предприятий камнями были еще в 1994 году, когда в одной кит. гуанз люди отравились чем-то. Но это было просто стихийно и довольно глупо. Ручаюсь, что сегодня некоторым повзрослевшим участникам тех "акций" очень стыдно. Гораздно умнее было в те же годы проводить митинги у кит. посольства в защиту Южной Монголии, проводить радиовещание на 8В8Р Монгол, организовывать там концерты, проводить протекционистскую политику для студентов монг. происхождения и т.д.
Тогда было и активно действовали "Дэмчиг Донров тайж нийгэмлэг", МОХ и др. структуры, поддерживающие нармай монголын узэл.

То, что сейчас уже все вышло на новый уровень - следствие (по моему мнению) действительно недальновидной политики правительства и МНРП, которые вообще не уделяют внимания идее хотя бы культурно-экономическо-информационного сближения монгол туургатан.

Я конечно давно перестал отслеживать информацию из Монголии, может быть, чего-то уже не правильно понимаю. Но из старого своего опыта, думаю, что радикализация молодежи вызвана помимо прочего еще и нарочитым небрежением к этому вопросу, при том что воспитание национализма официально в общем вроде бы не прекращалось никогда. У молодых людей начинает складываться паникерское ощущение, что у Монголии почти нет самостоятельной позиции в отношениях с двумя соседними державами, из которых южная в любой момент может вполне успешно активизировать свои силы на севере.

Однако не надо обольщаться и думать, что погромами можно добиться многого полезного. Со дня на день Китай может выступить с нотой, где потребует дополнительных мер безопасности для своих граждан и инвестиций в Монголии. Диапазон "дополнительных гарантий" может простираться до размещения в УБ, Эрдэнэте и т.д. охранных подразделений (под "совместным руководством"). Как в свое время (конец 80-х) США просили разрешить им выставить зеленых беретов (морпехи) для охраны своего посольства в УБ.

Тот факт, что Россия спешно принялась уничтожать бурятские автономные государственные образования и одновременно спешно и не очень выгодно для себя строит нефтепроводы на Дальний Восток, может говорить о том, что не за горами (или уже) очередной "пакт Молотова-Риббентропа".
Вы помните, что разделили Россия и Германия этим пактом? Это была Польша, которую раскромсали надвое (Запад и Центр отошли немцам, Восток - Росии).
И вторжение в Польшу почему-то вызвало к жизни союзнические обязательства Англии и Франции против Гитлера, но не против Сталина. Так началась Вторая мировая.

Что могут сегодня делить РФ и КНР?
Явно не Казахстан, потому что вряд ли Китаю его восточные куски нужнее чего-то другого. Равно как и России вряд ли выгодно уступать то, на что она сама претендует в виде своей хотя бы сферы влияния. Да и не заметно пока никаких движений в плане укрепления границы с Казахстаном, что имело бы место в случае если ждали бы прихода туда какой-то силы.

Кое-кто в рф очевидно считает вполне вероятным вариант продвижения Китая на север, эту мысль неоднократно высказали в Иркутске политологи (в т.ч. близкие Кремлю), и именно этим (в числе прочего) обосновывается уничтожение бурятских автономий.

Я не исключаю, что и северный маршрут нефтепровода (крайне невыгодный, трудоемкий и вызывающий протесты) может быть имеет секретное обоснование.
Еще тут молчу о новых масштабных и необыкновенно поспешных военных строительствах у границы с Монголией и Китаем. О спешном, просится, экстренном, "оказачивании" (записи в военные поселенцы - "казаки") сельского населения целого района Бурятии на границе с Монголией.
Не знаю, но симптоматично, что вновь в Улан-Удэ переносится ставка военного округа.

Я лично беспокоюсь за братскую Монголию. Очень беспокоюсь. В эти годы опасность велика как никогда ранее с 1921 года.
Я также очень тревожусь за судьбу своей страны. Мое мнение о росийской эйфории по поводу ШОС и вообще военно-политического сотрудничества с КНР - скептическое.

Мне кажется, что это путь не просто в тупик. Все последние движения РФ на внешней арене (от украинской и грузинской авантюр, аннексии Беларуси, до шосовского "экстаза", позиции по палестинскому, иранскому и индийскому направлениям и т.д.) - ведут черт те куда. Мы как будто намеренно если не изолируемся, то становимся в двусмысленную позицию по отношению к так называемому Первому миру. При этом пытаясь опираться на заведомо более слабых, но оттого не менее амбициозных партнеров. Ладно бы хоть союзы налаживали так, чтобы они были реальными, а то идет карусель.
Заигрывают с мусульманами на Бл. Востоке, но при этом совершают там идиотские по своему и замыслу и исполнению теракты против лидеров исламского движения (убийство Яндарбиева), ссорятся из-за запрета ваххабизма в РФ (а это оф. течение Саудовской Аравии и других), из-за давления на адыгов (план упразднения Адыгеи), которые имеют 3-х миллионную диаспору на Бл. Востоке, из-за поддержки армянского Арцаха в ущерб тюрко-исламскому Азербайджану.

Такая же двусмысленность на Дальнем Востоке. Нигде ни с кем не видно нормального союза. Всех хотим перехитрить, переиграть, использовать, но это все шито белыми нитками. Очевидно не только мне, наверное, пусть даже мне это просто так кажется, но наверняка не одному мне.

Еще хуже имхо или непонятнее в Средней Азии. Отвергли все искренние предложения геополитически важного Казахстана и взвалили на себя в 100 раз тяжелее ярмо беларуской нищеты. Сначала облили грязью киргизов с их тюльпанной революцией, теперь поем им дифирамбы. Поддержали кровавое подавление типологически такой же (или сходной) революции в Узбекистане, держим в Таджикистане на своих штыках то ли банду, то ли клан, и считаем, что противостоим исламскому фундаментализму (критикуя при этом режим Дудаева и Масхадова).

Чего хотим добиться этим всем?
Не даем японцам острова, разорвали союз с Сев. Кореей, утеряли позиции в Монголии, давно уже потеряли Вьетнам и в/м базы в теплых морях, аэродромы, контракты...
Теперь носимся как с писаной торбой с ШОС и прочими соглашениями с Китаем. Допустим нам это выгодно, а что имеет КНР? На поверхности конечно что-то есть хотя бы лишние понты перед США, но это не сопоставимо с преимуществами РФ. Создается впечатление, что есть какая-то скрытая часть всех этих соглашений. Не думаю, что челночный бизнес и военные поставки покрывают Китаю "вилку" политического торга.

Мы что-то еще уступаем КНР, но это не озвучивается официально.
Такие вот мысли вслух, поток сознания, не претендующий на серьезный анализ и владение ситуацией. Просто мнение г-на РФ, немного знакомого с темой из открытых источников и задающегося вопросами.

Монгольские радикалы в этом раскладе - логично было бы ожидать их появления. Было бы даже подозрительно, если бы до сих пор не было б каких-то хоть символических попыток подобного.
Но их путь на данном этапе - бесперспективный.

Надо выводить народ на пока еще легитимные выборы и брать власть законным путем. Разработать внятную и непротиворечивую концепцию внешней политики и развития экономики. С ней обращаться к электорату. Проникать и создавать собственные сми. Усиливать сотрудничество с монголами и Ср. Азией, Казахстаном. Не стоит наверное и боятся усиления позиций Японии в регионе.

Президент Бурятии солгал Путину

Президент Республики Бурятия Леонид Потапов заявил, что причиной массовых протестов в Иркутске против прокладки нефтяной трубы по берегу Байкала стала ненадлежащая разъяснительная работа администрации региона. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом Потапов заявил 26 апреля на совещании с руководителями сибирских регионов, которое проводит в Томске в среду, 26 апреля, президент России Владимир Путин.

Такое заявление глава Бурятии сделал в ответ на реплику губернатора Иркутской области Александра Тишанина о том, что в его регионе проходят массовые акции протеста против прибрежного варианта строительства трубопровода.

Но, по мнению Леонида Потапова, в Бурятии не было акций протеста, потому что власти все разъяснили населению. "Об опасности трубопровода кричат "петухи", - заявил Потапов. - А мы "петухов" не слушаем".

Как уже сообщало ИА REGNUM, через несколько минут Владимир Путин высказался за то, чтобы трубопровод проходил "гораздо севернее".

Таким образом, Президент Бурятии встал на скользкую тропку лжи, сказав неправду Президенту России, причем не где нибудь, а на официальном совещании. Поскольку вряд-ли господин Потапов не был проинформирован об акциях протеста, прошедших 21 и 22 апреля в Северобайкальске и Улан-Удэ.
И ещё. Можно сколько угодно рассуждать о так называемом лагерном сленге, но практически всему населению Росиии известно, кого называют "петухами" в местах не столь отдаленных. Этим Президент Бурятии настолько дискредитировал себя, что парламенту и населению, чье мнение столь грубо было проигнорировано Потаповым, стоит поставить прямой вопрос перед Владимиром Путиным о смещении Леонида Потапова с поста Президента Бурятии.

Старая статья Костикова

Где наша Родина?

Социологи из исследовательской группы «РОМИР-мониторинг» выявили парадоксальную аномалию: оказывается, сегодня своей Родиной Россию хотят называть лишь 30% жителей страны. Большинство же (около 45%) считают, что их родина — там, где они родились, где учились. «Там, где могилы предков».

РАЗУМЕЕТСЯ, не следует преувеличивать значение этого открытия. Жители Пензы, Курска, Орла или Ростова-на-Дону никогда не отгородятся от России. Рязанцам или нижегородцам и в страшном сне не привидится создать отдельное от России государство.

ДА И В МОСКВЕ сегодня едва ли найдется ответственный политик, который взял бы на себя смелость и дальше разбрасываться суверенитетом: «берите столько, сколько проглотите…» У Москвы наконец появилась политическая воля твердо сказать: хватит нас «ичкерить» и «тузлить». Недавний отказ президента подписывать спорный договор о границах с Эстонией, его последнее заявление по Чечне («это наша собственная страна…») — свидетельство твердой воли защищать географическое и политическое достоинство России. Хорошо бы, чтобы вслед за этим и у нашего МИДа появились (как пошутил знакомый юморист) «яйца Кондолизы Райс». После отделения бывших союзных республик Россия сжалась до естественных цивилизационных и геополитических пределов. И их нужно твердо отстаивать.

Нищие не имеют Отечества
ТЕМ не менее обнаруженная социологами «аномалия» требует осмысления. Почему, например, социологические опросы времен СССР демонстрировали «монолитную сплоченность нации»? Только ли из-за страха высказать свое мнение?

При всей фальши советской идеологии у «советского человека» было немало оснований для гордости, а следовательно, и желания чувствовать себя сыном страны. И дело вовсе не в том, что «нас все боялись». Несмотря на огромные лишения, трудности и отсутствие свободы, люди чувствовали, что они поднимаются вместе со страной — из нищеты, из безграмотности, из бараков. Не в хоромы, конечно. В хрущевские пятиэтажки. Но было понимание, что дети пойдут дальше родителей — получат образование, работу, жилье. А родители к старости не окажутся в нищете. И это общее понимание объединяло.

Сегодня из российской нищеты поднимаются единицы. Не вместе со страной, а вопреки. Имущественное расслоение разъедает единую нацию. Сегодня у русских богатых и у русских бедных нет единой Родины. Они ходят по разным улицам, в разные магазины, школы. У них разные цели и разные желания. Их объединяют разве только кладбища. Да и на тех уже появились «VIP-зоны».

Культурная помойка
КАК можно чувствовать себя членом единой российской семьи, если национальное телевидение ежедневно внушает миллионам своих граждан комплекс неполноценности? Если ты не разбогател (не украл, не убил, не обманул, не взял взятку), значит, ты ничего не стоишь. Твой удел — ржавый «Москвич», убогая пенсия…

Мы бессильно возмущаемся тем, как деградируют люди — мочатся в подъездах, бросают мусор на улице, сквернословят, пьют, избивают жен и детей, открыто развратничают. Мы спокойно смотрим, как наши эстрадные смехачи «валяют Ваньку», выставляя нас, русских, идиотами и придурками. Мы смирились с тем, что наши радиостанции непрерывно потчуют нас «блатнячком», приучая молодежь к понятиям зоны, подворотни, «малины». Наша одуревшая от шальных денег реклама тащит нас в игорный дом, к пивной палатке, в секс-шоп…

Как понимать, что государственные каналы телевидения с восторгом показывают нам, как Майк Тайсон, хулиган и насильник, гуляет по Красной площади в сопровождении оплаченных бл….й? И это только потому, что известной фирме заблагорассудилось нанять его под рекламу своей водочной марки. Почему торгашам позволяют превращать Россию в культурную помойку?

Прислушаться к Солженицыну
В 1840 ГОДУ В. Белинский писал: «Завидую внукам и правнукам нашим, которым суждено видеть Россию в 1940 году, стоящую во главе образованного мира, дающую законы и науке, и искусству и принимающую благоговейную дань уважения от всего просвещенного человечества…»

Слава богу, мы избавились от этого простодушного мессианства, в том числе и от коммунистического. Мы не хотим никого выстраивать, учить, пугать, а тем более экспортировать за границу наш русский мир. Мы стремимся в Европу, с которой нас объединяет общая культура, история, ценности. И вместе с тем мы хотим чувствовать, что у нас есть своя Родина.

«Мне 17 лет. И я теперь студентка Тюменского университета. И меня очень волнует будущее Родины и вместе с тем мое будущее», — написала в нашу газету девушка по имени Мария (фамилии не указала). Она просит помочь ей разобраться в том, что нужно, чтобы ее собственное счастье было неотделимо от счастья всей страны.

Простого рецепта, конечно, нет. Но вот что написал в «Аргументы и факты» наш давний читатель А. Логшин: «Никакие богатства недр, никакие экономические программы нам не помогут, пока наш народ находится в таком состоянии, как сейчас. Надо прислушаться к А. Солженицыну, который говорит, что на ближайшие 50 лет национальной идеей России должно быть сбережение народа».

Вячеслав КОСТИКОВ, "Аргументы и факты". 


Какую Россию хотят строить Костиков сотоварищи?

Многонациональное федеративное или русское унитарное государство?
«Жители Пензы, Курска, Орла или Ростова-на-Дону никогда не отгородятся от России. Рязанцам или нижегородцам и в страшном сне не привидится создать отдельное от России государство».

А вот жители Казани, Майкопа, Кызыла, Якутска и Улан-Удэ?

Почему АиФ постоянно игнорирует проблемы национальных окраин? Неужели непонятно, что вся эта вакхканалия с губернизацией-мина замедленного действия, направленная на как бы на укрепление федерализма, на самом деле она повлечет только дестабилизацию в национальных регионах.
Россию аккуратно разламывают свои же, изнутри.

«После отделения бывших союзных республик Россия сжалась до естественных цивилизационных и геополитических пределов. И их нужно твердо отстаивать». Каким путем? Путем превращения России в унитарное государство, само собой, с ликвидацией национально-территориальных автономий? Коми-пермяки, эвенки, долганы уже потеряли свои автономии, теперь на очереди буряты, адыги, коряки, хакасы.
«Мы не хотим никого выстраивать, учить, пугать, а тем более экспортировать за границу наш русский мир».

Какой русский мир? Русские говорят, что дескать, «говорим-русский, подразумеваем-россиянин»,считая, что нерусские народы России даже благодарны, за то, что в мире их тоже называют русскими, забывая, что сотни тысяч граждан России русскими не являются и не хотят ими быть, у них свое самосознание, своя культура.
В общем, "и они ещё запрещают мне ковыряться в носу".

"Молекулы" против трубы!



“...сегодня на территории Восточной Сибири, Дальнего Востока
объективно плотность населения - одна молекула на 100 км.
И то, что там не развиты ни производственные силы,
ни производственные отношения, что там нет экономики,
практически нет цивилизованной развитой инфраструктуры”,*
- президент ОАО «Транснефть» Семен Вайншток.


22 апреля в центре Улан-Удэ прошел митинг в защиту Байкала в связи с планами строительства ОАО «АК «Транснефть» магистрального нефтепровода в опасной близости от Байкала. Цель проведения митинга – общественная поддержка предложения переноса трассы нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО) за пределы водосборной территории озера Байкал, выдвинутого учеными СО РАН, Народным Хуралом Республики Бурятия, губернатором и председателем Законодательного собрания Иркутской области.

В ходе проведения митинга, добровольцы собирали подписи под обращением к Президенту РФ в защиту Байкала. Это обращение подписали более 500 человек. Митинг также поддержали Региональное объединение молодых ученых, студенты вузов и ссузов города, Бурятское региональное отделение (БРО) Российской партии ЖИЗНИ, правозащитное движение «Мы - граждане», Союз студентов Бурятии, БРО партии «Яблоко», региональное отделение КПРФ, «Союз зеленых России»,БРО российского общественного движения "Оборона", общественные организации республики, молодежные движения и жители Бурятии.
Проведением митинга «Байкал дороже нефти!» участники хотели донести до федеральных и региональных властей мнение жителей Бурятии о недопустимости проведения маршрута нефтепровода «ВСТО» в пределах водосбора озера Байкал.

В границах Республики Бурятия трасса проектируемого нефтепровода приближается к Байкалу на расстояние менее 1 км и пересекает 130 водотоков, питающих Байкал. В условиях 10-12-балльной сейсмичности региона (по шкале MSK-64) это беспрецедентный риск загрязнения нефтью самого крупного хранилища пресной воды на планете.

Участники митинга приняли резолюцию, которая будет передана Президенту Российской Федерации и Правительству РФ.